Дмитрий Ярыныч о работе своего агентства, сложных проектах и воспитании молодых специалистов
Anna Lytvyna
Дмитрий Ярыныч — украинский шрифтовой дизайнер и креативный директор Hooga creative agency . Помимо работы Дима ведет активную преподавательскую деятельность и читает лекции в КАМА практически с самого основания Академии. В рамках курсов направления “Design” ведет отдельный блок лекций по шрифтам и профильную практику в формате воркшопов. А с весны 2017 года Дима начнет принимать еще более активное участие в развитии направления дизайна в КАМА и станет куратором курса Graphic Design Advanced и обновит его программу.
О том, как начинал свою карьеру, что ему больше всего нравится в профессии и каких ошибок стоит избегать молодым дизайнерам, мы решили подробнее расспросить Диму в форме интервью, которое сейчас публикуем.
Расскажи, как ты решился организовать свое собственное агентство и почему?
Во-первых, это, наверное, лет с 17-18 была мечта. Я видел в книгах, журналах и фильмах, как люди показывают друг другу эскизы, тычут пальцем в заклеенные вырезками пробковые доски и все такое. Меня этот процесс завораживал, и я по-всякому пытался его имитировать, причем именно сам процесс, а не его осмысленные результаты.
Во-вторых, это мой творческий бэкграунд: родители искусствоведы, книги подсовывали по шрифту и графике, потом появились первые фрилансы, работа в рекламном агентстве, пара конкурсов, рутина, самообучение, журналы, снова фриланс. В какой-то момент нужно было принять решение, и понять, а что же будет дальше. И вот однажды на утренней лекции с Даниилом Сергеевым из Москвы, который очень честно рассказал, как начиналась история его рекламного агентства FIRMA, я и решил, что тоже смогу.
Спустя 3 года успешной работы, расскажи про ошибки и сложности, с которым столкнулся за это время?
Успешной? Это с какой стороны посмотреть. Жаловаться не на что — проекты есть, и они становятся все масштабнее и интереснее. Но и факапы были, трудности, ошибки в большом количестве. Сложности всех мастей — с людьми, с деньгами, с идеями.
Кадры и формирование команды — проблема рынка и боль многих агентств. Поделись своими ноу-хау и расскажи, как это происходит у вас.
Это очень важный аспект, и я склонен считать, что здесь мне всегда просто везло. Хорошие люди приходили сами. Но, конечно, на рынке труда ситуация сложная — с одной стороны, мы небольшая студия, которая работает с локальным рынком и старается выдерживать вменяемый прайс при высоком качестве услуг и продукта, и у нас, соответственно, нет заоблачных долларовых зарплат, как бывает у коллег по рынку. С другой — заработные платы у нас все равно выше, чем в среднем по рынку, и тем более относительно средних доходов.
Конечно, читая резюме соискателей, мне приходилось позлиться и поохать. Часто люди без единой толковой работы (и в жизни, и в портфолио), хотят зарплату как у крепкого синьора, при этом сами с трудом могут написать несколько строчек о себе, и я молчу уже про отношение к поиску работы. О таком как "letter of interest" они и не слышали. Отсюда сам сделал выводы, что студентов стоит учить не только и не столько композиции и типографике, сколько и отношению, философии профессии, коммуникации, какой-то что ли бытовой справедливости. Но я еще раз хочу повторить, что с командой и людьми мне везет, и я стараюсь, чтобы они тоже так думали и чувствовали, что их ценят. Это не только зарплатой и плейстейшн в офисе решается, а уважением к личному времени и жизни людей, открытостью к ним.
Расскажи про самый сложный/долгий и самый легкий/простой ваш проект.
Сложные проекты обычно сложные в неожиданной плоскости. Сложным был проект книги “ВІЙНА”. Cложным, в эмоциональном плане, потому что нужно делать круто и красиво, отбирать лучшие фото, энергично верстать, а это трудно делать, когда на фото мертвые люди, да и не хочется, если честно. Сложные проекты, когда совсем непонятна отрасль, в которой работает клиент. А потом не склеивается, потому что не сошлись знаками зодиака Меркурий ретроградный и прочая ересь, ну вы понимаете, о чем я.
В общем, с точки зрения именно работы, проекты у нас умеренно сложные. Но мы всегда беремся за проекты сложнее предыдущих, так и растем. Но сложности редко лежат в плоскости дизайна, стратегии, маркетинга, в основном они в мнениях, амбициях и ответственности.
Из простых проектов — классно работать с людьми, которые сами создают добавочную стоимость и, соответственно, ценят факторы, которые на нее влияют, а это и дизайн в том числе. Классно работать с трудолюбивыми, честными, открытыми и прогрессивными. Кажется, что работая только с такими, бизнес не построишь — их мало, но то ли, нам очень везет, опять-таки, то ли их больше, чем думается. Ну или то и другое вместе.
Если говорить о проектах этого года, которыми мы особенно гордимся, то это айдентика фестиваля “DeKino” для “1+1 Медиа”, книга “Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics” (еще в процессе) с командой украинского издательства “Основи”, дизайн коммуникаций и упаковки для бренда “ЛавГав” — всякие полезные штуки для собак под предводительством Димы Федоренко.
Кстати, говоря о ваших работах для прогрессивного украинского издательства “Основи”. Вы создаете для их релизов действительно крутые обложки западного уровня. Можешь честно сказать, как собственник бизнеса, а не как дизайнер, продает ли такой дизайн нашему потребителю или ему все равно?
Я могу, скорее, как потребитель сказать, что продает. Рынок книг на украинском языке растет, и, каждый раз заходя в книжный магазин и глядя на тайтлы и обложки, нормальную бумагу и приличную верстку, я чувствую себя менее убого. После десятилетий «нечего купить», «противно в руки взять» наступило «когда я буду все это читать» и «где я буду все это хранить». Конечно, в понимании издателя хороший дизайн увеличивает себестоимость и сокращает прибыль. С другой стороны, это несущественные затраты по сравнению со стоимостью прав, производства и дистрибуции. Экономия на дизайне не делает никакой погоды, а только сужает аудиторию и отталкивает наиболее платежеспособную ее часть. Я, конечно, не претендую на экспертизу в издательском деле, но, в силу общения и работы с издателями, составил для себя такое мнение.
У вас не стандартное ценообразование, есть “пакетное” предложение для клиентов в зависимости от бюджета и потребностей. Расскажи, как вы к этому пришли и дает ли это свои плоды как задумывалось?
Ну, мы еще не совсем уверены в правильности этой модели. Пакетное-непакетное, а все равно приходиться вынимать из пакета и менять что-то на уровне коммерческого предложения клиенту. Но здесь суть скорее просто в открытом ценообразовании и понятных стоимостях. Понятных в том смысле, что цена формируется на основе украинской реальности. И предприниматель не останется с логотипом, но без штанов, после того, как поработает с нами. Мы не заинтересованы в мертворожденных проектах, а рубить деньги со стартующего проекта или бизнеса — надежный способ иметь в портфолио только трупы. Мы стараемся брать за работу столько, сколько она реально стоит, а не столько, сколько у нас написано в финплане. Быть прибыльными — это значит рационализировать процессы, быть гибкими и выдавать результат. Кроме того, это наш способ конкурировать. Посмотрим, как он себя покажет. Не всегда выходит, конечно, «служить» и дело не в деньгах, а в отношении клиента к нашей работе. Это я перечитал Генри Форда, наверное.
Ты ведешь активную преподавательскую деятельность, обучая молодые таланты, а как ты сам развиваешься и не застаиваешься как специалист?
В этом вопросе, собственно, есть часть ответа. Меня часто инсайты посещают прямо на глазах у студентов, после вопроса какого-то интересного или даже каверзного. Я много читаю, по крайней мере, стараюсь. Меня интересуют экономика и финансы, наука и кино, поп-культура и смежные области, например, гейм-дизайн или ремесла, такие как высокая печать и, конечно, музыка. Я понимаю, что иногда распыляюсь, но не могу заставить себя не интересоваться всем этим, наоборот, стараюсь искать и выделять время на все. Как говорит моя супруга, ‘little steps for little feet' — если делать маленькие шаги, но делать их постоянно, то зайти можно очень далеко.
В каждой индустрии принято говорить и обращать внимание на тренды. Твое отношение к ним? Или их важность сильно преувеличена, и она может только мешать молодым специалистам?
Смотря что называть трендами. Вершину тенденций, их проекцию в общедоступном информационном поле или чувствовать перемены и идти за ними? Все ценное лежит далеко от того места, где бегает толпа и ищет его. Как говорил Индиана Джонс: “Cross never marks the spot'. Должен признаться, что Pinterest не веду. Его ведут дизайнеры в студии — это часть их работы. А я редко вижу работу, о которой думаю «блин — вот бы так сделать”. Это своего рода баланс между свежими, но поверхностными задумками, и монументальными, но уже скучноватыми традициями.
С опытом этот баланс меняется. Молодой специалист, с одной стороны, должен себя пробовать, быть на волне, а с другой – осваивать классику, где методы и кейсы проверены не наградами этого года, а десятилетиями. Круто, если есть ментор. В этом смысле я считаю, что все-таки еще не совсем дорос до креативного директора. Мало просто выполнять его функции, чтобы им быть. Но это уже другой разговор.
Ты уже много лет в индустрии, можешь выделить паттерны про людей твоей профессии. Кому стоит пробовать стать хорошим дизайнером, а кому категорически это не подходит?
Лентяям. Тем, кто хочет быстрого результата. Тем, кто не любит читать и писать. Тем, кто не любит разбираться в прямом смысле этого слова. Разбираться — это глагол, со всеми вытекающими. Всем остальным -- стоит. Кроме того, дизайн ведь не только графический, а и промышленный, гейм/левел-дизайн, инженерия, архитектура и прочее. И есть более узкие области дизайна: дизайн шрифтов, дизайн взаимодействий, дизайн книг. Каждая из которых – это целая Вселенная.
С учетом твоего бэкграунда, что бы ты посоветовал ребятам, которые еще только начали развиваться как дизайнеры и набираться опыта? Что им нужно делать, чтобы ты, например, взял их на работу, или чтобы позже они смогли открыть собственное агентство?
Первое – это набраться терпения, любить работу и еще больше уважать людей, для которых ее делаешь. Я вообще считаю себя мизантропом, но к нашим клиентам я проникаюсь уважением, и иногда даже очаровываюсь, мол, какие люди-то крутые бывают.
Второе – помнить, что студия/агентство — это не красивые маки, столы, вееры с цветами и бумагами, не сканер с принтером, не крутые дизайнерские книги и клевая мебель, не молескины и красивый инстаграм. Это все в голове. Чтобы делать дизайн, ничего такого не нужно. Нужен лист, карандаш и какой-то худой бедный ноутбук. Проще говоря, я советую не путать атрибуты успеха, которые просто денег стоят, с личной гармонией и целостностью, с оптимизмом — мыслью, что все можно улучшить.